Дошкольник - от 3 до 6 лет

Малышу 4 года: пора заняться его интеллектуальным развитием

Малышу 4 года: пора заняться его интеллектуальным развитием

Дети старше четырех лет обладают поистине огромными способностями к обучению. В них заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится.

Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью в своих силах, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

В раннем детском возрасте обучение должно строиться на том материале, который ребенку наиболее понятен и интересен. Постарайтесь сделать занятия с ним игровыми, веселыми и увлекательными. Тогда они станут источником радости и помогут развить у вашего малыша не только мышление и речь, но и память, внимание, воображение и восприятие.

«Жили-были…»

Сказка вводит малыша в огромный мир культуры и является универсальным учебником. На основе сказок можно составить целые системы заданий и упражнений для обучения, развития и воспитания.

Предположим, вы выбрали сказку «Мужик и медведь», читаете ее ребенку и рассматриваете картинку, на которой изображены герои сказки возле кучи репы. Предложите малышу пересказать сказку, используя картинку, или ответить на вопросы: Для чего герои сказки выращивали растения? Почему мужик в первом случае потребовал себе корешки, а во втором — вершки? Справедливо ли поступил мужик с медведем? А как нужно было поделить урожай в первом и во втором случаях?

Возможно, малыш захочет придумать новую сказку, в которой мужик справедливо поступает с медведем; нарисует героев сказки или заштрихует их контуры прямыми и наклонными линиями; под вашим руководством изготовит из цветной бумаги аппликации по сказке или вылепит героев из пластилина; составит из разрезной или магнитной азбуки названия героев сказки.

Вместе с ребенком можно придумать загадки о героях сказки. Загадки составляются путем сравнения отдельных признаков героев с признаками других объектов или героев. Например: Большой, как человек, мохнатый, как кот, любит мед и малину. Кто это? – Медведь. Сверху - зеленая, снаружи - черная, как уголь, внутри - белая, как снег. Что это? – Репа.

Можно предложить ребенку математические задания: Сосчитай, сколько репок изображено на рисунке; У кого больше куча репки, а у кого - меньше? Сколько репок станет, если взять или добавить одну?

Поговорите с малышом о том, почему растения нужно высевать весной, а не зимой; объясните ему значение корня, стебля, листьев и цветков; расскажите, какие изменения произойдут с растениями, если в течение лета будут идти непрерывные дожди или случится засуха и т.д.

«Зеленый, круглый, меньше арбуза…»

Большинство родителей стремится научить ребенка считать и решать задачи. Однако знания, приобретенные таким способом, - лишь интеллектуальная информация, которая не научит ребенка осуществлять мыслительные операции, логически рассуждать и вскрывать скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

Источником познания малыша является чувственный опыт. Оттого, насколько полноценным было освоение ребенком эталонов цвета и формы, зависят его дальнейшие успехи в математике. Если ребенок не умеет распознавать геометрические формы, вам следует позаботиться о специальных развивающих пособиях: помогут логические блоки, рамки и вкладыши в виде геометрических фигур и т.п.

Ребенку также необходимо знакомство с понятием величины предметов. Соотношение величин предметов - это путь перехода от чувственного познания к логическому. Только после этого можно переходить к освоению еще одного свойства предметов - количества. И здесь также в первую очередь необходимо развивать логическое мышление ребенка. При желании вы найдете много игр на развитие логики: квадраты и кубы, восточные головоломки, головоломки для самых маленьких. Параллельно с освоением логических операций можно предложить ребенку математические домино, лото, считалочки.

Занятия «математикой» в раннем возрасте точнее было бы назвать счетом, измерениями и логическими построениями. Именно такое сочетание дает осязаемое представление о математике как единстве. Упражнения, которые выполняет ребенок, естественны и просты для него: он сравнивает, упорядочивает, измеряет и систематизирует. Но именно эти действия ведут к проявлениям математического познания.

«Висит груша…»

Всем детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают у них умение выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать правильность своего решения, а также репродуктивное воображение - способность создавать образ предмета по его словесному описанию. Однако чтобы процесс отгадывания загадки имел развивающий эффект, необходимо формировать у ребенка определенные умения.

Например, невнимательно выслушав всю загадку «Зимой белый, летом серый», малыш мгновенно радостно кричит: «Снег». Говорите ребенку, что загадку надо обязательно прослушать до конца, подумать и лишь затем сообщать отгадку.

Нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставлять эти признаки между собой. Такое сопоставление и приводит постепенно к отгадке. Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск правильного ответа.

Так, часто отгадки строятся на основе только какого-нибудь одного признака наиболее яркого и понятного. Другие признаки просто игнорируются. Или учитываются все признаки, кроме одного, но очень важного. В результате загадка остается неразгаданной.

Бывает и так, что ребенок сознательно отбрасывает один из названных в загадке признаков, если он мешает предполагаемой отгадке, или заменяет его своим, соответствующим кажущейся отгадке.

Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке. Пока загадка не разгадана, нельзя сказать, какой из приведенных признаков является наиболее важным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления указанных признаков. Вот почему при отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и одинаково значимы.

Если ребенок затрудняется найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом. Главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден верный ответ как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.

«Муха села на варенье…»

Заучивание стихов развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Считается, что наиболее благоприятный возраст для заучивания стихотворений - 4-5 лет. Именно в это время начинает особенно быстро развиваться память малыша. До четырех лет, как правило, перед ребенком не ставят задачи запомнить произведение, а просто «начитывают» их количество. После четырех лет необходимо целенаправленно учить малыша запоминать стихи наизусть. Это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнего малыша заучивать отрывки из поэм Лермонтова, с ним надо учить детскую классику. Непоседам для запоминания предлагаются стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока они только учатся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, в противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. И еще - учить стихотворение лучше не просто так, а в качестве подарка для папы, брата, бабушки и т.п.

Учиться играючи

Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные задания. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуального труда.

Нe допускайте, чтобы малыш скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше.

Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

Не проявляйте излишней тревоги по поводу незначительных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.

Чаще предоставляйте ребенку возможность заниматься тем делом, которое ему нравится.

Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Татьяна Порецких

Источник: bt-lady.com.ua

Страниц: 1
Опубликовано: 07.12.10 | Просмотров: 1986 |