Дошкольник - от 3 до 6 лет

Возраст «почемучки»

Возраст «почемучки»

Теперь уже ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему казалось раньше. У него появляются новые и все более глубокие познавательные интересы. Ребенок начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Но ему мало этих сведений, и он обращается к взрослым: "Почему?", "Как?"

Сначала малыш выслушивает ответ взрослого не очень внимательно, то и дело отвлекаясь на самостоятельные исследования предметов. Но наступает момент, когда познавательные интересы буквально захлестывают его и он задает в день сотни вопросов, требуя быстрых и точных ответов о происхождении и устройстве мира, взаимосвязи явлений в природе: почему ночью светит луна, а днем солнце, откуда дует ветер, где кончается земля и т.д.
 
От простого к сложному

Возникновение и развитие речи к трем годам позволяет ребенку выйти в своих познавательных интересах за рамки конкретной ситуации. В это время родители часто упрекают малыша в придумывании того, чего на самом деле нет, а он обижается и плачет. Малыш с гордостью демонстрирует свои достижения и до слез огорчается, если взрослые не разделяют его чувств.
 
Одним словом, ребенок вступает в новый этап своего развития. Изменяется и характер его общения со взрослым - теперь это не практическое сотрудничество (в совместной деятельности с вещами), а теоретическое (в совместном обсуждении явлений и объектов окружающей среды).
 
Возрастные рамки такого общения весьма размыты. Можно встретить взрослых людей, которые так и не доросли до него, а среди малышей, умеющих говорить, эта форма общения может встречаться уже у трехлеток. У многих дошкольников она доминирует среди других видов общения вплоть до 7 лет, то есть до поступления в школу. Средний показатель весьма условный - от 3 до 5 лет.
 
Мир людей
 
Первые вопросы ребенка звучат так, словно он и не ждет ответа, а просто вслух их формулирует: "И чего это кошка мяукает? Что ли, есть хочет или боится чего?"

Постепенно общение на познавательные темы приобретает у ребенка характер настойчивого поиска истины. Он требует полного внимания и серьезности от старших. Если они в это время заняты чем-то еще, ребенок требует, чтобы к нему отнеслись ответственно: "Ты говори прямо мне, а то все режешь и режешь там чего-то".
 
Один и тот же вопрос малыш может повторять много раз, особо животрепещущий - развивать, уточнять, добиваясь ясности. Он должен быть уверен в надежности получаемой информации. Вопрос может возникнуть в общении с другим ребенком, и он задает его взрослому как авторитетному арбитру, при этом делая вид, что он сам его придумал: "А ведь ветер никто не дует. Он сам получается. А Ира говорит..."
 
Однако и знания самого ребенка, его понимание происходящего - повод для обращения к взрослым, потому что только они способны компетентно их оценить. У детей младшего (3-4 года) и особенно среднего (4-5 лет) дошкольного возраста - повышенная чувствительность к реакции взрослого.
 
Они радуются похвале и очень огорчаются замечаниям. Конечно, и до 3-х лет ребенок ищет похвалы взрослого, но замечания часто пропускает мимо ушей. Дошкольник же 4-5 лет на неодобрение или замечание реагирует остро эмоционально: вспышками гнева, слезами. Подобная повышенная чувствительность не случайна: она отражает какие-то важные особенности детей, требующих похвал и не желающих мириться с замечаниями, которые они воспринимают как личную обиду.
 
К трем годам у ребенка формируются новые отношения с людьми и вещами. До этого возраста малыш просто манипулировал предметами, выделяя их внешние свойства: цвет, величину, форму. Когда же он стал пользоваться ими по назначению - перед ним стали раскрываться их качества.
 
Невидимые связи
 
На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважении взрослого. Но какая связь между уважением и познанием? 

Детей среднего дошкольного возраста обуревают тысячи вопросов, разрешить которые они способны только в контакте со взрослыми. Но удовлетвориться разъяснениями он может лишь в том случае, если взрослый отнесется к вопросу ребенка как к чему-то действительно важному. Ведь ребенок, вступающий в область умозрительных рассуждений и теряющий привычную опору на наглядность, чувствует на первых порах себя крайне неуверенно. А сотрудничество со старшими для него возможно только в том случае, если они не станут смеяться над ним.

Единственным убедительным показателем признания дети в этом возрасте считают похвалу. Если у дошкольника главенствуют познавательные интересы - он обидчив, склонен к аффективному поведению. И напротив - обидчивые дети строят свое общение с взрослыми по преимуществу на познавательных темах. Ранимость ребенка среднего дошкольного возраста - это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Конечно, у разных детей она проявляется по-разному, но наблюдается практически у всех.
 
Обостренная потребность в уважении может стать основой серьезных нарушений в поведении и деятельности ребенка: он начинает упрямиться, делается плаксивым, уклоняется от контактов. А взрослый, не учитывая этой особенности, нарушает, не желая того, стремление ребенка к той или иной деятельности.
 
4-летняя Лена увлеченно вырезает детали узора из цветной бумаги и наклеивает их на белый лист в соответствии с образцом. Взрослый справедливо, но с ноткой неудовольствия и раздражения замечает: "Неправильно, неопрятно, криво. Где должен быть красный кружок? Посмотри! А у тебя где?" Лена опускает голову и прекращает работать. Попытки вернуть ее к делу безуспешны. На лист бумаги капают крупные слезы. "А ты еще и плакса!" Всхлипывания становятся громче, с бормотанием: "Я неумеха, неумеха".
 
Что произошло? Справедливое замечание взрослого о конкретных огрехах Лена восприняла как порицание ее личности в целом. Для нее оно подразумевало: "Ты вообще неумелая, ты всегда такая плохая". На фоне детского стремления заслужить уважение взрослого его слова особенно обидны. В будущем это может привести к нежеланию ребенка заниматься тем, что может вызвать у взрослого такое отношение.
 
Как должен поступать взрослый?
 
Взрослый, конечно, должен делать ребенку замечания. Но, оценивая конкретную работу, он может тоном, словом, улыбкой отделить свое отношение к личности ребенка в целом от отношения к его конкретному действию.

Первое всегда должно быть положительным, второе на этом фоне может прозвучать и отрицательно, но будет воспринято малышом спокойно и поможет ему овладеть делом, формируя такие черты личности, как настойчивость и самостоятельность.
 
Был проведен такой эксперимент. Детям предложили выполнить одно задание, несколько раз подчеркнув его сложность: "Собери стульчик из этих пластмассовых деталей. Посмотрим, удастся ли тебе это. Вообще-то даже большие ребята не всегда могут хорошо его собрать". Дети с ситуативно-деловым уровнем общения не усердствовали: кто-то сразу обратился за помощью к взрослым ("Сделай ты - я не могу"), кто-то затеял с детальками свою игру и т.д. Дети с вне ситуативно-познавательным уровнем общения старались справиться с заданием самостоятельно, но после каждого действия украдкой или открыто искали одобрения взрослого.
 
Эти дети проявляют настойчивость и самостоятельность, чтобы заслужить уважение взрослого и в обычных условиях жизни. Они отличаются и другой примечательной особенностью: фантазированием, созданием фантастических образов животных, людей, приключений.
 
Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей, позволяет им жить не только здесь и сейчас, но и в дальних странах, иных мирах, космических путешествиях, в будущем. Как правило, они не верят в реальность выдуманного, но иногда как бы утрачивают грань между реальностью и нафантазированным. И когда они рассказывают об этом взрослым, те в ответ обвиняют их в лживости.

Слабого физически и несколько нескладного Никиту постоянно донимал в детсаду забияка и силач Миша. Однажды, придя домой, Никита рассказал маме, что сегодня он так избил Мишку, что у того текла кровь из носа, выпали два зуба и ему вызывали "скорую помощь". Встревоженная мама утром выяснила у воспитательницы, что это Миша побил, как всегда, Никиту. Но в своих фантазиях Никита отомстил Мише и поверил в это - в фантазиях все желания и мечты сбываются.
 
Становление умственной и духовной жизни
 
Вне ситуативно-познавательное общение очень важно для развития ребенка. Оно помогает расширить рамки мира, доступного для его познания. Теоретическое сотрудничество со взрослым закладывает основы его внутренней жизни - умственной и духовной. Теперь ребенок привязан не только к практическому познанию окружающего, но и стремится проникнуть в суть вещей, при помощи фантазии унестись в прошлое и будущее. Умственная работа совершается внутри ребенка, но она постоянно обращена вовне - к взрослому, ища у него опоры.
 
Главное, что требуется от взрослого, - уважительное отношение к первым попыткам ребенка выйти в область неведомых знаний. Выслушать его серьезно - только полдела. Заинтересоваться и включиться в поиск малыша - уже настоящее дело.
 
"Какие еще белые киты? Откуда я знаю, почему они белые? Ты лучше скажи, почему твоя рубашка утром была белая, а сейчас черная, грязнуля?" - сердится взрослый. А ребенок не только остался без ответа, но его еще и обидели. В другой раз над ним посмеялись за попытку пересчитать крапинки на божьей коровке. В третий - не поддержали разговор о том, почему одни цветы закрываются на ночь, а другие - нет. И вот начавшийся было пробуждаться интерес к миру никнет. Любознательность не получает развития. Дошкольник застревает на том, что имеет отношение к его жизни здесь и сейчас.
 
Если же взрослый осознает важность познавательных бесед, он всегда найдет для них 15- 20 минут свободного времени. "Ну что интересного ты узнал сегодня?", "А что нового ты увидела сегодня в садике?" Если ребенок непоседа и ему трудно вести такие беседы, дайте наглядную опору - книгу с иллюстрациями, картинку, муравейник, кошку с котятами. Отталкиваясь от них, постепенно переводите его к размышлениям о скрытой сути вещей.

Источник: edu.rin.ru

Страниц: 1
Опубликовано: 09.12.10 | Просмотров: 2083 |