Развитие ребенка

Растим талант или Зачем слушать классическую музыку

Растим талант или Зачем слушать классическую музыку

Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей. Причем, не только у детей.

Так, в Германии на фермах и скотных дворах давно уже вывели формулу «музыка = надой». И пользуются этим, совершенно не скрывая. А мы до сих пор не верим. Коровкам включают классическую музыку дважды, а то и трижды в день – утром, в обед и вечером. В общем, как и следует, настраивают на релаксацию при нервной работе.

В Голландии пошли еще дальше. Теперь музыка царит не только на фермах, но и внутри оранжерей. Оказывается, для стимуляции роста флоры наиболее лучшей является как раз классика: Шопен, Моцарт, Бах и Рахманинов. Это три-четыре кита музыки, на которых теперь и держится весь этот сложный бизнес мгновенной красоты – орхидеи, розы, тюльпаны и пр.

Так отчего же мы все еще в это не верим?

Ведь давно же известно, что музыка влияет на нас так же, как и слово. Это понял еще Пифагор, тот самый математик и философ, что и придумал ноты своим математическим путем. Пифагор вывел ноты… математическими формулами и доказал, что в природе существует только семь нот не кратных и не являющихся продолжением друг друга. В общем, очень уж был умным. А искал Пифагор как раз гармонию. То есть соединить в одно цифру, музыку и слово, чтобы и получился универсальный язык. И у него почти получилось – цифра и нота действительно заговорили на одном языке.

У каждой ведь ноты есть своя цифра, она четко идет после другой ноты и вычисляется сложнейшими формулами, на которые не хватит и школьной доски. Именно из-за того, что ноты и цифры говорят на «одном» языке, музыку и принято считать «универсальной математикой». Именно поэтому послания в космос посылаются не в виде формул, а в виде симфоний. А космонавты во всем мире, как впрочем, и коровки из Германии, в обязательном порядке слушают классическую музыку трижды в день.

Так может, стоит поближе приглядеться к тому, что мы называем музыкой?

Итак, музыка. Она возникла как средство связи на большие расстояния. После, звуки барабана и бубна использовали для ритуальных танцев. Их ритм напоминал биение человеческого тела и вычислялся наиболее кропотливо.

Так, существовала «отдельная» музыка для детей, взрослых, и отдельно – для мужчин и женщин. Все это содержит в себе эмпирические исследования: так, сердце ребенка бьется быстрее, чем у взрослого, у мужчины сильнее, чем у женщины, а у многих женщин вообще «верхнее дыхание». Это выяснили еще до нашей эры, еще до того, как научились нормально говорить. Вы это себе можете представить?

А теперь представьте, что вот это достижение – ритуальная музыка, просто налагается на струны или клавиши. И вот вам решения всех органных и скрипочных аккордов, что часто мы слышим в церквях. Получается, что музыку можно вычислить не только математически, но и физиологически.

Классическая музыка представляет собой… кривую работы нашего мозга. Да, именно так! И именно потому нам так легко воспринимать Рахманинова или Шопена. Мы можем заниматься своими делами и слушать музыку часами. Но только классическую музыку: романсы, джаз, инструментальная музыка и классика разных лет.

Что же касается тяжелой и альтернативной музыки – то тут как раз все наоборот. Формула такой музыки перевернута и забита дугами в три, а то и шесть раз сильнее нормального ритма. Это значит, наш мозг трижды, а может и в шесть раз сильнее устает. «Формула успеха альтернативной музыки»в ее быстром ритме – на него «подсаживаются». Это как в шаманском танце – чем сильнее бьют в бубен, тем сильнее кричат и быстрее танцуют. Это пик активности. И наш мозг подсаживается на эту «видимую» активность.

В действительности, в шаманских танцах всего один или два таких пика, после которых идет расслабление. В альтернативной новой музыке этого нет! Значит, мозг выгорает. А мы этого не замечаем и, перенасытившись, чувствуем себя потерянными и пустыми, от этого и депрессии и тяжелые мысли. Этим и объясняется то, что смертность среди взрослой аудитории альтернативной музыки всегда выше.

Почему? Взрослые не понимают, что альтернативная и рок музыка, не смотря на все ухищрения рекламистов и самих музыкантов – музыка для подростка. У подростков, так же как в пик шаманской пляски, диаграммы мозга рисуются в два, а то и три раза быстрее, кривее и ломанее. То есть подростку требуется такая вот «подзарядка для мозгов» в виде альтернативной музыки. Именно такая музыка способна уловить его дисбаланс нервных частот, вызванный и избытком гормонов, и новообразований мозга и тела. Подростки любят рок. И пусть так и будет. Но классическая музыка это не только путь к релаксации и хорошего настроения.

Так, в начале 1950-х годов во Франции талантливый исследователь, врач-фониатр и оториноларинголог А. Томатис (Alfred Tomatis) предложил рассматривать орган слуха как генератор, возбуждаемый приходящими извне звуковыми колебаниями и заряжающий энергией мозг, а через него весь организм. Томатис использовал музыку для стимуляции слуховых нейронов с целью коррекции речи и способности к коммуникации у детей. И из композиторов он особо выделил В. А. Моцарта.

По исследованиям Томатиса, тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса. В своих сочинениях Моцарт использовал плавные тридцатисекундные переходы от "forte" (громко) к "piano" (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга. Томатис ввел новый термин, для обозначения своего решения «музыка = творческие способности». Томатис запатентовал и ввел в научную жизнь новый термин «Моцарт-Эффект».

Эффект этот заключался в том, что дети, с раннего возраста слушавшие Моцарта – быстрее развивались и быстрее чем их одногодки, открывали в себе свои творческие способности. То есть – становились умнее, быстрее мыслили и были менее склонными к депрессиям и перепадам настроений. «Моцарт-Эффект» или «эффект Моцарта» подтверждался многими психологическими лабораториями мира: Германии, Англии, Швеции и Израиля. Большинство из детей групп, в которых постоянно слушали музыку Моцарта, быстрее учились обращаться с предметами (ложка, тарелка, карандаш, краски, кисточка) и развивали поразительные творческие способности. Многие дети начинали говорить стихами, придумывали новые языки, работали над математическими формулами.

Американские физиологи Шоу и Раушер поставили опыты на новорожденных крысах и убедились, что юные создания, слушавшие Моцарта, проходили лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок.

Аналитическая школа всесторонне изучив «эффект Моцарта» пришла к следующему выводу: Амадей Моцарт, в возрасте трех лет вошел в коллективное бессознательное. Этим и объясняется то, что он никогда не писал и не сочинял в черновиках. Моцарт писал сразу и только в «чистовом» виде. Таким образом, его творения – «язык бессознательного», а так же «символика и накопленный опыт коллективного бессознательного».

То есть, другими словами, в творчестве Моцарта заключен некий язык, который нам всем хорошо знаком, но является он «тайным и непонятным», а вот путем слушанья его и постоянного воспроизведения в памяти мы сами открываем в себе дремавшие и нераскрытые таланты. Такой вот «эффект».

А в американском штате Джорджия даже выделили средства на покупку дисков серии «Моцарт-Эффект» для каждого новорожденного.

Еще одно достижение, названное специалистами феноменальным, принадлежит Томатису в области педиатрии - лечение музыкой детей в утробе матери. Томатис провел исследование и доказал, что ухо еще не родившегося ребенка начинает слышать звуки извне по прошествии 4,5 месяца после зачатия. Чтобы повысить интеллект ребенка и привить ему интерес к музыке на самом раннем этапе развития, Томатис предложил проводить музыкальные сеансы для будущих мам как в специально оборудованной клинике, так и в домашних условиях. Музыкальные произведения он рекомендовал те же - классическую музыку Моцарта.

Сам Томатис разделяет диско-классы на категории: «дородовые», «нежный возраст» (до 3 лет), и «взрослым». Формула «Моцарт-Эффект» хранится учеными в строжайшей тайне и скорее всего связана не столько с отдельным звучанием каждой мелодии, сколько с их комбинациями.

Как психолог скажу, что лучше давать крохе слушать Моцарта «путем взросления» самих мелодий. То есть, не ленитесь и покопайтесь в биографии Амадея Моцарта. Посмотрите, когда им было написано каждое из его произведений. И, давайте малышу по мере «адаптации». То есть вначале первую мелодию, ту, что Амадей написал первой или одной из первых, а когда малыш научиться «слушать» и любить ее – можете уже приступать к апробации других.

Логично – ведь малыш должен привыкнуть - это раз, а во вторых, если подумать о коллективном бессознательном, то, думаю, малышу сложно сразу осознать своим умишкой то, что писал Амадей в свои 20 и 25.

Потому – главное не переусердствуйте. Включайте по одной или по две мелодии каждый день. Повторяйте одну и ту же мелодию и утром и вечером. Без так называемых «скачек» сегодня это, а завтра – то. И тогда ваш малыша обязательно станет таким, каким вы его видите уже сегодня – талантливым и умненьким.

Практический психолог Халахур Татьяна

Источник: bt-lady.com.ua

Страниц: 1
Опубликовано: 07.10.10 | Просмотров: 1943 |