Как приучить ребенка к чтениюНе секрет, что современнее дети читают мало и хорошей книге предпочитают компьютерные «стрелялки» или бездушные комиксы, яркие, но напоминающие «бубльгум» для мозга. И может, потому, что сами родители подсовывают им диски и телевизор, то ли не осознавая опасности такого времяпрепровождения для малышей, то ли от собственной лени – ведь научить ребенка читать не так-то просто! Почему так необходимо кроху приучать к чтению и как это делать – об этом дальше. Почему это важно «Люди перестают мыслить, когда перестают читать», – писал Дидро. И был, безо всякого сомнения, прав. Что касается детей, то, не начиная читать, они не начинают мыслить вовсе. Они не расширяют свой запас знаний и не нагружают мозг так, как следовало бы. Всё потому, что книга учит «культуре ума», заставляет глубже и пространнее мыслить, наполняет память, тренирует внимание и дисциплинирует ум. У не приученного к чтению ребенка низкий уровень речи, ограниченный словарный запас, а в разговоре то тут, то там проскакивают вредные словечки вроде «вот», «это», «ну». Ребенок, читая, становится грамотным, он бессознательно запоминает правильное написание слов, употребление их в предложении. Кроме того, чтение – это источник хорошего чувства юмора. Не читая, не раскрывая для себя сути остроумия, ребенок будет лишь хватать скабрезные анекдоты от своих сверстников, но в разговоре не сможет придумать ни одной собственной шутки. От ребенка, который не читает ничего кроме учебников, нельзя ожидать, будто из него вырастет образованный и эрудированный человек. Даже аттестат о среднем образовании не сделает его образованным. И школа вряд ли его приучит к так называемому «внеклассному» чтению: она спросит с него базовый уровень знаний, заданный программой, но читать «для себя» не заставит. Именно поэтому делать из чада «книжного червя» должны родители. Как? С книжкою в кармане и с книжкой в руке Правило первое и главное – подавать ребенку хороший пример. Вы и сами должны много и регулярно читать, демонстрируя тем самым наглядный пример своему дитятку. Во-первых, малыши любят подражать «взрослым» занятиям и копируют их образ жизни. Во-вторых, если вы говорите крохе «Читай!», а сами уже забыли, как выглядит книга, и времяпрепровождению с пухлым томом предпочитаете просмотр сериалов, то вы просто сотрясаете воздух. Ребенок, глядя на вас, пожмет плечами и пойдет гулять во двор. Кроме того, в вашем доме должна быть большая библиотека, и она должна занимать центральное, едва ли не священное место. Нужно содержать ее в порядке и приучать к этому малыша, прививая ему бережное отношение «бумажным друзьям». Выделите отдельную полку лично для малыша, где он будет хранить свои книги. Ухаживать за ними, расставляя томики и протирая с них пыль, малютка тоже должен сам! Правило второе – приучать ребенка к чтению надо с самого раннего возраста. Если у него к школе ещё не привит интерес к книге, если он так и не понял, что же хорошего в листании страниц, если ему гораздо интереснее играть в компьютерные игры или смотреть мультфильмы, значит, вы уже опоздали. Возможно, что вы увидите в его руках учебник или какой-нибудь роман из школьной программы, но дальше «обязаловки» дело не пойдет – читать «для себя», для своего самообразования он вряд ли начнет. Начинать нужно уже с первых дней рождения малыша, когда он еще даже не умеет разговаривать, но уже начинает изучать предметы вокруг него. Купите ему специальные книжки-игрушки (благо выбор их сегодня велик), развивающие книжки. Не забывайте и о банальном чтении сказок перед сном. Читайте малютке вслух, причем обязательно регулярно. Как только кроха освоит буквы и слоги, он перестанет зависеть от вас: ему надоест ждать продолжения захватывающей истории, пока вы заняты, и потянется к книге сам. Покупайте малышу красочные томики с картинками, которые будут его манить. Но не переходите к глупому складированию пролистанных на один раз книжек! Если ребенок посмотрел картинки, еле-еле осилил первый абзац и забросил книгу в дальний угол, возвращайте её обратно ему в руки. Каждый день принуждайте читать хотя бы по одной-две странички. Придумывайте для этого любые способы (кроме ремня и запугивания, конечно): давайте поощрение, устраивайте после прочитанной главы викторину с призами, обсуждайте прочитанное, хвалите. Правило третье – отслеживайте интересы своего «книжного червя». Если вы приносите уже десятую детскую книжку с народными сказками, а он к ней даже не притрагивается, возможно, что ему наскучили сказки. Попробуйте детские детективы или что-то из специализированной литературы: энциклопедии, книги о фокусах, кругосветных путешествиях или о пиратах. Учитывайте, что действительно интересно малышу, и при этом старайтесь расширить круг его интересов. Смиритесь с тем, что большие книги будут его пугать своей необъятностью, пусть читает комиксы, журналы, газеты – всё что угодно, лишь бы читал. Правило четвертое – прививайте у малыша любовь к слову в любом виде. Играйте в ребусы, «слова из слова», разгадывайте загадки. Пусть кроха придумывает собственные сказки и истории, рисует к ним иллюстрации – вы можете поддержать его маленький талант, делая из его творений стенгазеты или журналы. И, конечно, хвалите ребенка! И последнее правило – не бросайтесь в крайности. В детстве должны быть не только книги и развивающие занятия, но и «простые» радости: поездки на природу, в театр, в цирк, в зоопарк, общение с друзьями и активные игры. Ребенок должен оставаться ребенком! Ксения Угланова Страниц: 1
Опубликовано: 25.11.10 | Просмотров: 1862 |
|