В начале большого пути: выбираем школу для малышаВыбор средних учебных заведений сегодня столь широк, что человек неподготовленный может даже растеряться. Школы, лицеи, гимназии, частные и государственные, специальные и «углубленные» наперебой зазывают к себе учеников. А ведь в наше школьное детство можно было лишь выбирать между обычной общеобразовательной школой и школой с углубленным изучением отдельных дисциплин! А о лицеях и гимназиях мы читали лишь в книгах о дореволюционной жизни. Давайте попробуем разобраться в многочисленных терминах и понятиях, которые скрываются за ними. Школа в соседнем дворе Государственная общеобразовательная школа — это школа, которая, как правило, находится в вашем или соседнем дворе. Учебная программа в таких школах одинаковая, список предметов один и тот же. Туда стоит идти, если ребенок пока не проявил никаких особых талантов и интересов. Главное преимущество такой школы — близость к дому. К сожалению, здесь обычно не самый лучший преподавательский состав — талантливые учителя работают или со способными детьми в специализированных школах, или с богатыми в частных. Однако встречаются и исключения. Почти в каждой школе есть хотя бы один учитель-энтузиаст, который в свое свободное время ведет кружки и студии, занимается с талантливыми детьми. Насколько продуктивна его работа, зависит от директора: готов ли он к переменам, поощряет ли инициативу. Поэтому прежде, чем отдавать свое сокровище в первую попавшуюся школу, пообщайтесь с директором, составьте свое мнение о нем, о его отношении к ученикам, учителям и учебному процессу. Не простые, а специальные Бывшие спецшколы теперь называются школами с углубленным изучением тех или иных предметов — иностранных языков, математики, физики и т.д. Многие старые спецшколы стали гимназиями и лицеями. Гимназия — это средняя и старшая школа, где дети учатся с пятого по одиннадцатый класс. Учебная программа здесь обычно имеет гуманитарную направленность, сверх обычной школьной программы — обилие дисциплин историко-филологического направления, часто предусмотрено изучение двух иностранных языков. Лицей — это старшая школа, с восьмого по одиннадцатый класс, профессионально ориентированное учебное заведение. Лицеи часто работают в сотрудничестве с вузами, в большинстве случаев — техническими, и ученики зачисляются в вузы по итогам выпускных экзаменов в лицее. Получается, что основное отличие лицеев и гимназий от общеобразовательных школ состоит как раз в большем количестве дополнительных дисциплин, изучении нескольких языков, профильной ориентированности. Если школа становится гимназией или лицеем, это значит, что она прошла государственную аттестацию. Как правило, в профилированные школы набор ведется в первые и в старшие классы. Если ваш ребенок идет в подобное учебное заведение, необходимо отдавать себе отчет в том, что он выбирает специализацию на много лет вперед и будет поступать в вуз с соответствующим профилем. В «бывшие» спецшколы довольно высокий конкурс даже среди будущих первоклассников, и обучение здесь требует немалых усилий. Многие школы открывают подготовительные классы для будущих первоклассников. В ряде подобных школ отдельные профильные предметы ведут преподаватели из вузов, с которыми сотрудничает школа, и хорошая учеба в таких школах является практически гарантией поступления. Растим полиглота Если ваш основной приоритет — знание иностранного языка, стоит подыскать «старую спецшколу», которая имела хорошую репутацию еще в советские годы. Сейчас в большинстве школ начинают изучать иностранный язык со второго класса, а во многих — вообще с первого. Но это вовсе не гарантия хороших знаний в этой области. Поинтересуйтесь, поступают ли выпускники в вузы без репетитора, в какие вузы чаще всего поступают, есть ли программы обмена с зарубежными школами, возможность стажировок, ведут ли занятия носители языка. В некоторых школах часть предметов преподается на иностранном языке, так что ребенок находится в режиме «полного погружения», что, конечно же, способствует быстрому усвоению языка. Как правило, первый иностранный язык начинают преподавать в 1-м или 2-м классе, а затем добавляют еще один. Зачастую при окончании школы ученики сдают международный экзамен, который дает возможность поступать в высшие учебные заведения других стран. Несомненный плюс «углубленных» школ, а также гимназий и лицеев — в том, что ребенок вращается в среде таких же, как он, любознательных детей со схожими интересами. Огромный минус этих учебных заведений — нагрузка, отражающаяся в первую очередь на здоровье. Переутомление, головные боли, близорукость, гастриты — это болезни талантливых детей, которые с утра до вечера сидят за письменным столом. Кроме того, вынужденные большую часть времени проводить в помещении, чтобы успевать выполнять довольно объемные домашние задания, эти дети меньше своих сверстников гуляют и двигаются. Результат — более низкий иммунитет, плохая физическая подготовка. Невредные советы Сейчас школы не прикреплены к определенному району и ребенок при наличии мест может идти в любое учебное заведение. Помните, что при приеме детей в первые классы школа не имеет права устраивать экзамен, в первый класс детей принимают по записи. Единственное, что ребенок может пройти перед поступлением, — это собеседование. Отказать в приеме могут в двух случаях: если в школе нет мест и если это специализированная школа с углубленным изучением каких-либо предметов, а ваш ребенок не прошел собеседование. При выборе школы обязательно обратите внимание:
Его первый экзамен? Как подготовить ребенка к тестированию при приеме в школу? Психологи заявляют однозначно: никакая особенная подготовка не требуется. Более того, она может быть даже вредна в том случае, когда родители пугают ребенка предстоящим испытанием или очень переживают, и их волнение передается малышу. Это ощущение тревоги во время тех или иных испытаний может остаться с ребенком на всю жизнь! Лучше и непосредственнее ведет себя на тестировании тот ребенок, который просто считает, что идет записываться в школу, знакомиться с учительницей. Вас беспокоит, сможет ли он ответить на вопросы тестов? Скорее всего, сможет, ведь они базируются на обычных знаниях об окружающем мире, на ежедневном опыте ребенка дошкольника, которому читают книги, с которым обсуждают увиденное... Нет смысла «натаскивать» малыша на тесты, как иногда хочется взрослым. Во-первых, у каждого психолога они свои (хотя общие принципы соблюдаются), и «наученного» ребенка сразу видно. Во-вторых, такая подготовка нервирует ребенка. И в-третьих, по результатам тестирования становится понятно, подходит ли данному малышу программа школы. Это очень важно: ребенок должен учиться по программе, соответствующей его уровню. Тогда он не будет чувствовать себя хуже окружающих его ребят и, самое главное, чрезмерные интеллектуальные нагрузки не приведут к умственному истощению. Если вы сомневаетесь в том, что ваш малыш готов к тестированию, пройдите пробные тесты — ими владеют все психологи и нейропсихологи — и получите рекомендации по подготовке к школе именно вашего ребенка. Страниц: 1
Опубликовано: 02.09.10 | Просмотров: 2547 |
|