Школьник - от 6 до 12 лет

Большие проблемы маленького школьника

Большие проблемы маленького школьника

Совсем недавно ваш малыш гордо восклицал: «Я теперь первоклашка!». «Он уже школьник!» - радостно говорили вы. Но прошли первые праздничные дни, и наступили для вас и вашего ребенка трудовые будни.

Счастье продолжалось недолго

Оттого, как вы подготовили своего сына или дочь к школе, от вашей сегодняшней настойчивости, от понимания вами всех проблем и задач, стоящих перед вашим малышом, зависят его успехи в учебной деятельности, а значит, ощущение радости и удовлетворения от каждого прожитого дня. Вашего дня и его.

Малыш с огромным желанием ходил в школу, с удовольствием принимался за любые задания, хвастался новыми друзьями и гордился похвалой учителя. Вы прекрасно понимали, что школьные трудности неизбежны, к этому вы были готовы. Но вы и представить себе не могли, что из-за ребенка ваша жизнь до такой степени осложнится. Не только вы, но и многие родители первоклассников «вдруг обнаруживают», что учеба в школе — это серьезный труд, требующий значительного интеллектуального, эмоционального и физического напряжения ребенка и окружающих его взрослых людей. Эту ситуацию «обнаружения» можно считать нормальной при условии, что школьные трудности возникают эпизодически, легко преодолимы и не вызывают потока слез и непреходящего огорчения вашего малыша. Другое дело, если почти ежедневно от всего, что связано со школой, ребенок искренне страдает, а вы испытываете только сожаление и разочарование.

«В школу больше не пойду!»

Ваш малыш заявляет, что не хочет ходить в школу, потому что там все плохие: и девочки, и мальчики, и учитель. Что делать?

Все первоклассники проходят период адаптации к школьной жизни, детскому коллективу. Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших дошкольное учреждение, особенно у единственных в семье детей. Если у вашего ребенка не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то он ожидает от одноклассников и учителя такого же отношения, к которому он привык дома. Поэтому для него стало стрессом изменение ситуации, когда он осознает, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать его в качестве лидера, не собираются уступать ему.

Вам необходимо научится адекватно реагировать на жалобы маленького школьника. Прежде всего, покажите ребенку, что вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими психологическими трудностями, убедить продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

У первоклассника плохие отношения с учителем

У вашего ребенка явно не складываются отношения с педагогом. Как правильно поступить, чтобы ещё больше не ухудшить ситуацию?

Основная ваша задача – найти такое решение, при котором и ребёнок, и педагог будут в выигрыше. И здесь можно только договориться. Жизненно важные результаты достигаются благодаря сотрудничеству, в противном случае хороших результатов ждать не приходится. Вам следует успокоиться и понять, что на вашего ребёнка никто специально не нападает (имеется в виду - учитель). Если есть какое-то недоразумение или даже конфликт, то обеим сторонам от этого плохо.

Иногда, если ситуация критическая, лучше привлечь посредника для улаживания конфликта (например, школьного психолога или завуча). Человек со стороны может объективно оценить происходящее. Он не обижен, его лично эта ситуация никак не затрагивает. Он способен непредвзято всех выслушать, понять суть конфликта и дать разумные советы обеим сторонам.
 
Если ситуация некритическая, сами пойдите к педагогу искать с ним пути сотрудничества. Попросите учителя рассказать о вашем ребёнке: каким он его видит, что его настораживает, какие сильные стороны личности, по мнению педагога, стоит и дальше развивать. Может быть, первокласснику есть смысл поручить какую-то общественную работу, чаще спрашивать его мнение, чтобы ребёнок себя чувствовал более уверенным и заинтересованным.

Расскажите педагогу о своем ребёнке: каким вы его знаете и чувствуете. Пусть образ ребёнка станет для учителя ярким и хорошо знакомым. Договоритесь о следующих встречах. Если ребёнку нужна помощь в учёбе, то составьте поэтапный план с обеих сторон. И лишь так, постепенно и доброжелательно, можно значительно улучшить взаимоотношения между ребёнком, педагогом и родителями.

Товарно-денежные отношения младшего школьника

Возможно, вы заметили, что у ребенка бесследно исчезают игрушки и мелкие деньги. Он говорит, что что-то променял, что-то подарил, кого-то угостил мороженым.

Нередко ребенок с помощью раздачи дорогих вещей или неравноценного обмена пытается завоевать признание в классе, заинтересовать других детей собственной персоной, заполучить дружбу. Понятно, что таким образом надолго влияния не приобрести. «Значимость» его вскоре падает. И если ваш ребенок пытается действовать в этом направлении, вам стоит обратить внимание на его проблемы в коллективе, на то место, которое он там занял и на его самооценку. Расскажите ребенку, что даже за самую дорогую вещь нельзя купить дружбу.

Иногда школьники покупают домашнее задание. Среди первоклассников такая ситуация вряд ли возможна, но в последующих классах – весьма распространенное явление. «Ты мне, я тебе» – обычный договор отличника с двоечником, и не только. За обещание выполнить домашнее задание ребенок вручает своему спасителю сладости, ценную вещь или даже деньги. Таким образом он дает окружающим возможность требовать с него все больше и больше, что может перерасти в открытый рэкет. Когда ценную вещь у вашего ребенка не выменивают, а вымогают, то есть ребенок становится жертвой вымогательств, - это уже история другая. И здесь следует вмешиваться более осмотрительно.
 
Попользоваться чужой вещью

Неожиданно для вас в доме стали появляться чужие канцтовары и мелкие игрушки. Это что – воровство? Хотя ребенок говорит, что завтра или послезавтра вернет вещи своим хозяевам.

В младшей школе иногда проявляются особенности детского поведения, которые взрослые ошибочно расценивают как воровство. Ребенок может в раздевалке заглянуть в карманы чужого пальто или в чужой портфель, взять без спроса с парты друга карандаш или игрушку. Нельзя сразу же клеймить ребенка, грозить обращением в милицию или вести его к детскому психологу. Стоит присмотреться к поведению малыша и выяснить, что же стоит за такими поступками. Обычно ребенок не видит в этом ничего предосудительного: взял – отдам, поиграю – верну, взамен карандаша предложу ластик.

Возможно, это происходит из вседозволенности, предоставленной ему дома, или неумения различать свою и чужую собственность. Корректировать такое поведение гораздо проще на ранней стадии его проявления. Толкование понятия «собственность» входит в родительскую подготовку ребенка к выходу в большой мир. Уважение, как к чужой, так и к своей собственности воспитывается в семье.

Если ребенок сквернословит

Вы в шоке. Неожиданно услышали, как ваш еще недавно такой примерный ребенок использует нецензурные выражения. Почему это происходит? Что делать?

Есть два фактора, способствующих сквернословию вашего ребенка: его взросление и культура речи общества в целом. Большинство детей узнает эти выражения, общаясь с друзьями в школе или на улице. Некоторые дети смотрят неподходящие их возрасту телевизионные передачи и фильмы, герои которых нередко используют нецензурные выражения.
 
Когда из детских уст вылетает запретное слово, то обычно у взрослых незамедлительно следует резкая отрицательная реакция: мы стремимся пресечь и наказать подобную распущенность. Вследствие этого в сознании ребенка непечатное слово обретает сильную эмоциональную окраску. И в дальнейшем ребенок будет стремиться намеренно использовать сквернословие для того, чтобы выразить свою злость или плохое настроение, шокировать взрослых или утвердиться в своей независимости.

Очень важно контролировать свои эмоции, когда ребенок вдруг начинает выражаться. Впадая в истерику или наказывая его физически, вы можете только усугубить ситуацию. Не реагируйте чересчур эмоционально. Не стоит впадать в ярость, услышав несколько «грязных» слов. Постарайтесь сохранять спокойствие. Но и не пропускайте подобные слова мимо ушей, каждый раз обращайте внимание ребенка на неприемлемость сквернословия. Не ждите, пока сквернословие станет привычкой. Иначе ребенок почувствует вседозволенность, и потом отучить его от сквернословия будет намного трудней.

Будьте открыты для общения. Объясните ребенку, что, даже если взрослые и пользуются иногда такими словами, есть гораздо более приемлемые способы выразить свое недовольство, разочарование или гнев. И если другие люди употребляют нецензурные слова, то ему, ребенку, совершенно не обязательно подражать им. По возможности оградите ребенка от телевизионных передач, где может быть использована подобная лексика. И, наконец, будьте сами примером для подражания. Если ребенок время от времени слышит, как родители употребляют нецензурные слова, то почти наверняка он будет употреблять их сам.

Татьяна Порецких

Источник: bt-lady.com.ua

Страниц: 1
Опубликовано: 01.10.10 | Просмотров: 1939 |