Как воспитать в ребенке честностьЕсли спросить у родителей, воспитывают ли они в своих чадах честность, все, не задумываясь, ответят: «Ну, конечно!». Но почему тогда дети обманывают? Где они этому учатся и для чего им это нужно? Давайте в этом разберемся. Психологи установили, что обманывать дети начинают примерно на третьем году жизни. Именно в этот период начинается формирование самостоятельности, и дети переживают первый кризисный этап в жизни. Наиболее характерна для этого возраста фраза: «Я сам!». В этот период ярко проявляются противоречия между детьми и родителями, поскольку он по-разному понимают детскую самостоятельность. Родители воспринимают самостоятельность ребенка как самообслуживание и ответственность. Поэтому они спешат наделить ребенка определенными обязанностями и требуют их исполнения. Дети же воспринимают самостоятельность вовсе не как обязанность все делать самим. Самостоятельность для них – это возможность все решать самим. Поэтому в данном возрасте от ребенка часто можно услышать фразы: «Я сам решаю… Я сам знаю… Это мое дело!» и т.п. Что еще отличает этот возраст, так это способность анализировать происходящие вокруг него события, в частности – поведение других людей. Если раньше ребенок действовал ситуативно, то теперь его поведение запланировано и расчетливо. Постепенно он учится подстраиваться под обстоятельства, оказывать влияние на других людей, извлекать свою выгоду из разных ситуаций и получать желаемое. Именно в этот период ребенок знакомится с обманом и понимает, что с его помощью можно управлять жизнью. Обман становится для ребенка очередным этапом развития его личности, испытанием, через которое необходимо пройти. Родители думают, что они делают все, чтобы научить ребенка не врать. Но действительно ли это так? Пример для подражания Интересно выходит: родители учат детей, что обманывать нехорошо, но сами при этом зачастую прибегают к обману. Скажете, это не так? Ну, что ж, покажите мне хотя бы одного взрослого человека, который вообще не врет. Думаю, что такой экземпляр вряд ли найдется. Конечно, можно начать искать оправдания своей лжи вроде того, что в жизни бывают разные обстоятельства, что правда не всегда хороша, а значит, ложь не всегда плоха. Но это лишь оправдания. Суть от этого не меняется: обман есть обман. Дети ведь еще не научились разбираться в тонкостях, поэтому воспринимают ваш обман именно как обман и учатся ему на вашем примере. Порой случается и так, что дети копируют поведение взрослых полностью. Посудите сами, ведь нет никакой разницы между тем, что ребенок не выполнил домашнее задание и соврал учителю, что забыл тетрадь дома и тем, что вы не выполнили работу в срок и соврали шефу, что для её выполнения необходимо больше времени. И вы, и ребенок уверены в том, что неправы соответственно учитель и начальник, которые взвалили на ваши плечи непомерную работу. Ведь обман же не всегда означает нечто глобальное, он зачастую проявляется в мелочах. Например, если вы не хотите говорить по телефону, то просите ребенка: «Скажи, что меня нет дома!». Но потом не удивляйтесь, что ребенок, не захотев с вами разговаривать, также не подойдет к телефону. А ведь произойти это может в самый неподходящий момент, например, когда вы за него волнуетесь или вам срочно нужно с ним поговорить. А ваше загулявшееся допоздна чадо возьмет и отключит мобильник, чтобы вы не донимали его нравоучениями, а, придя домой, соврет вам что-нибудь более или менее правдоподобное. И стоит ли на него злиться в этой ситуации. Ведь именно вы научили его так себя вести. Утраченное доверие Итак, давайте немного подытожим, что у нас получилось. Во-первых, в 3 года ребенок переживает кризисный период. Во-вторых, ребенок начинает анализировать окружающую жизнь и осознавать, что обман существует, и что другие им пользуются. В-третьих, ребенок замечает, что и его родители время от времени прибегают к обману. Но все не было бы так страшно, если бы… Ситуация осложняется тем, что в трехлетнем возрасте ребенок утрачивает доверие к родителям, которое до этого момента было безграничным. А отсутствие доверия неминуемо ведет к обману, поскольку в данной ситуации только обман может обеспечить ребенку комфортное существование. Чтобы лучше разобраться в проблеме, проанализируем типичные ситуации, в которых дети прибегают к обману. Ситуация №1: Ложь во спасение. Отметим, что дети спасаются обманом от различных вещей. 1. От родительского наказания. Здесь речь идет о тех ситуациях, когда ребенок что-то натворил. Если вы привыкли наказывать ребенка за плохие отметки или плохое поведение в школе, не разбираясь в ситуации, то ребенок неизбежно начнет вам врать, придумывая причины и обстоятельства, в которых он будет казаться невиновным. 2. От эгоизма родителей. Здесь речь идет о ситуациях, когда ребенок не в силах найти компромисс с родителями, которые слишком категоричны в своих требованиях. Поэтому единственным способом сделать по-своему для ребенка становится обман. Например, ребенок читает книгу, а вы просите его помыть посуду. На все его просьбы дать ему дочитать последние две странички вы отвечаете резким отказом. И тут вдруг ребенку неожиданно понадобилось в туалет, и он убегает туда, естественно с книгой под мышкой. Ну, разве трудно было ему уступить? 3. От родительского запрета. Тут все понятно и без объяснений. Вполне естественно, что когда появляется запрет, детям непременно хочется его нарушить. Например, мама не разрешает дочке ходить без шапки в холодную погоду. И что же делает дочь? Как примерная девочка он надевает шапку, но, выйдя за порог дома, она прячет её в сумку и по улице ходит уже без неё, а перед тем как зайти домой снова её надевает. Причиной обмана зачастую могут быть завышенные требования родителей по отношению к своим детям. Допустим, вы хотите, чтобы ваш ребенок был круглым отличником, а значит, получал только хорошие отметки. Но ведь у всех случаются неудачи, и каждый день приносить домой пятерки под силу далеко не каждому ребенку. Поэтому, чтобы вас не огорчать, ребенок начнет скрывать от вас свои «плохие» отметки. Дети стремятся соответствовать ожиданиям родителей, и если это не выходит у них честным путем, что им приходится прибегать к обману. Ситуация №3: Не ложь, а фантазия Бывает и так, что ребенок на самом деле не врет, а фантазирует, придумывает свой мир и верит в него, как в настоящий. Пример подобной фантазии приводит в своей книге психолог В. Мухина. Она рассказывает историю трехлетнего мальчика Кирилла, которому мама не разрешала трогать пылесос. Вот он сидит в комнате и, смотря на новенький пылесос, сам себе говорит: «Мама сказала, что пылесос трогать нельзя». Потом он посмотрел в окно и спросил у тучки: «Туча, можно трогать пылесос?». И тут же от лица тучи сам себе отвечает: «Можно, Кира, можно». Получив разрешение, мальчик начал кнопку на пылесосе и с упоением слушал его шум, пока не прибежала сердитая мама, которой он, ничуть не смущаясь, сказал, что трогать пылесос ему разрешали туча. Как воспитывать в ребенке честность Взрослые люди в первую очередь должны понимать, что детский обман – это сигнал тревоги. Обычно дети никогда не врут из злого умысла; обычно они делают это просто потому, что не видят другого выхода. Поэтому старайтесь не подталкивать ребенка к вранью, а помогите ему верить. Как это сделать? Вот несколько советов:
И напоследок хочется отметить, что проблема детского обмана является довольно сложной и деликатной темой. Поэтому, если вы видите, что не в силах справиться с ней самостоятельно, обратитесь за помощью к квалифицированному психологу.
Страниц: 1
Опубликовано: 07.11.10 | Просмотров: 2353 |
|